Главная АвтоНовости Последние новости ГАИ лишат неофициальных источников доходов

Реклама

Опросник

Какую поисковую систему я предпочитаю:
 
Яндекс.Погода
ГАИ лишат неофициальных источников доходов
04.11.2010 16:15
Основной источник неофициальных доходов гаишников — процедуры техосмотра, выдачи водительских прав и взятки за решение вопроса о нарушении правил дорожного движения «на месте». Об этом знают даже дети. В то же время навести порядок в правоохранительной сфере никому до сих пор так и не удалось, хотя попытки делались и неоднократно. Новая власть попытается «убить дракона». Как это будет.   

Ряд предложений были озвучены и новой властью. Так, со стороны Госкомпредпринимательства Михаила Бродского сыплются заявления о том, что пора бы лишить ГАИ несвойственных функций. Смогут ли предлагаемые новшества, действительно, положить начало борьбе с коррупцией — Сергей Третьяков, заместитель председателя Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

Сделаем все возможное

Правоохранительная система Украины издавна является самой коррумпированной. Если брать непосредственно структуру МВД, то здесь выделяется в первую очередь ГАИ, с неофициальными правилами работы которого имел повод познакомиться чуть ли не каждый водитель. В свое время Виктор Ющенко в сердцах распорядился вообще ликвидировать эту структуру. Но в результате стало только еще хуже, и гаишников вернули на дороги. Но что предлагают представители новой власти и улучшится ли обстановка после введения ряда новшеств? На вопросы портала «Политика и деньги» отвечает Сергей Третьяков, заместитель председателя Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства

П&Д: Разговор об изменении процедуры прохождения техосмотра идет с августа. Были предложения отменить его или передать страховым компаниям. На каких предложениях в итоге рабочая группа остановилась?

— Самый главный момент в том, что техосмотр, как сама процедура, полностью уходит из ГАИ. Его будут осуществлять специально сертифицированные технические станции диагностики, порядок работы которых, как и требования к автосредству, будет определять Кабинет Министров. Об этом речь идет в нашем проекте закона. Он уже практически готов и сейчас находится еще на рассмотрении у профильных ведомств. Мы рассчитываем, что в декабре документ уже может быть подан в парламент в качестве правительственной инициативы.

П&Д: Кто будет заниматься сертификацией этих станций и сколько она будет стоить?

— Скорее всего, Госпотребстандарт. Но этот вопрос еще решается. Как выяснилось, у нас нет даже технических регламентов на проведение ТО автомобиля, несмотря на то, что он проходит с 1996-го года. Поэтому мы хотим, чтобы это был или Госпотребстандарт, который сможет выдать сертификат качества, либо Национальное агентство по аккредитации. Что касается цены, этот вопрос еще решается. Мы опираемся на те принципы, которыми руководствуется Европа, и один из них состоит в том, что прибыльный бизнес должен быть отдан бизнесу, а неприбыльный должно содержать государство. В данном случае, речь идет о прибыльном бизнесе и необходимо еще посчитать, сколько станции смогут платить.

П&Д: А что касается автомобилистов, сколько они будут платить?

— Пока точно сказать сложно, поскольку базовую стоимость будет определять Кабмин, а станции самостоятельно потом установят цены. Мы, например, интересовались опытом Германии, и там, как оказалось, было создано очень много подобных станций, которые жестко конкурируют между собой. Поэтому сейчас там техосмотр можно пройти за 25 евро. Возможно, мы выйдем на сумму около 100-300 гривен. Для легковых автомобилей ТО будет обязательным раз в три года, для автобусов пассажирских перевозок — раз в полгода и для грузовых автомобилей — раз в два года.

П&Д: Каким образом ТО будет проходить на сертифицированной станции, и чем он будет отличаться от ТО в МРЭО?

— Водитель будет сам выбирать, где ему проходить ТО. Если с автомобилем все нормально, то станция сразу выдаст талон о прохождении осмотра с записью о том, где он был пройден и когда, а также с реквизитами и номером транспортного средства и печатью станции. А в ГАИ будет отправлено уведомление в электронной форме. Если были выявлены какие-либо нарушения, то станция выдаст свое заключение и компьютерную распечатку с перечнем неисправностей.

После ремонта, который водитель также будет проходить там, где посчитает нужным, если все нормально, то он получает свой талон. В другом случае, возникает два вопроса. Если ремонт проведен некачественно, то будет предусмотрена ответственность мастерской и водитель сможет возвратить потраченные деньги. Если же будут нарушения со стороны техстанции, то на усмотрение ГАИ будет принимается решение о целесообразности продолжения ее работы вообще. Прохождение ТО будет полностью сниматься на видеокамеру, и эта запись будет храниться не более 2,5 лет.

П&Д: Были разговоры также об усилении ответственности...

— Поскольку некачественный ремонт и диагностика — это фактически покушение на жизнь третьих лиц, то мы предлагаем ввести уголовную ответственность. Конечно, сперва это будет штраф в размере до 5 минимальных зарплат, а при повторном нарушении предусмотрено лишение свободы того, кто проводил осмотр, от полугода до двух лет за халатное отношение к своим обязанностям.

П&Д: Что комитет предлагает для уничтожения практики покупки водительских прав

— Мы хотим ужесточить требования к качеству образования и самим автошколам, а также убрать из этой системы ГАИ. Работник ГАИ будет только в экзаменационной комиссии, в которую также войдут представители Минтранссвязи. В отношении же автошкол мы предлагаем ввести лицензирование, учитывая, что они занимаются образовательным видом деятельности, и будут выдавать документ государственного образца — права. На сегодняшний день они проходят только аккредитацию, и качество обучения оставляет желать лучшего. Школы должны будут давать не только теоретические знания о дорожных правилах, но и иметь оборудование, которые бы наглядно демонстрировало устройство автомобиля. Плюс должны быть обязательные курсы предоставления первой медицинской помощи.

П&Д: Скорее всего, в таком случае количество школ существенно сократиться.

— Возможно, но мы должны придерживаться определенных требований, которые прошли испытание в Европе, чтобы у нас не было таких страшных катастроф, как в Марганце. Мы должны сделать систему цивилизованной, чтобы были довольны и граждане, которые пользуется этой услугой и сами водители, и предприниматели. Мы стараемся не выписывать что-то жестко только в одну сторону

Коррупция ТО неискоренима!

Эксперты, чьим мнением интересовался наш портал, неоднозначно оценивают инициативы комитета. По поводу передачи функции техосмотра сертифицированным станциям они высказались двояко — с одной стороны положительно то, что этой процедурой не будет заниматься ГАИ. Член Ассоциации адвокатов Украины Владимир Кухта уверен, что это решение верное и правильное, «поскольку процедуру техосмотра ГАИ проводит в ограниченных рамках и она сводится до формального „техосмотра“.

Кроме того, отсутствие в ГАИ всей необходимой аппаратуры и оборудования, а равно, как и специалистов с соответствующим образованием и практическим опытом работы для проведения техосмотра и выявления неисправностей автомобиля не позволяет качественно провести и ответственно выдать заключение об исправности автомобиля», — говорит юрист.

Но, с другой стороны, эксперт не исключает коррупции при получении той или иной техстанцией разрешения на проведение техосмотров. С ним соглашается и Дмитрий Гнап, председатель общественной организации по защите автомобилистов «Комитет прямого действия», который довольно скептически оценивает готовящиеся изменения.

«МВД никогда не согласиться перекрыть эту схему, поскольку это всегда живые деньги. Сейчас, например, тоже необязательно проходить ТО в МРЭО. Есть список уполномоченных станций, где процедура дороже, но очередей меньше и к водителям относятся культурнее. Есть риск, что новые сертифицированные станции окажутся, каким-то образом, причастны к милицейскому руководству. И что разрешения на проведение ТО они будут получать не просто так», — подозревает Дмитрий Гнап.

Все это, понятное дело, скажется на качестве и стоимости прохождения техосмотра. Кстати, новшества с записью процедуры на видеокамеру эксперты восприняли без всякого энтузиазма, выразив уверенность, что это только отобразится на конечной цене осмотра для водителя, а практической пользы иметь не будет.

Монопольный сговор не исключен?

Если ТО будут заниматься коммерческие структуры, то не исключено, что, как и все услуги и товары в Украине, эта процедура начнет планомерно дорожать под действием инфляции. Возможен также и монопольный сговор, как это частенько бывает на нашем рынке. Особенно, если количество сертифицированных станций будет небольшим, и их будет держать в своих руках всего несколько фирм.

У экспертов на этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку и сами власти еще до конца не определились с ценами. По мнению Владимира Кухты, чтобы исключить сговор, Кабмину нужно устанавливать не базовую стоимость техосмотра, о чем сейчас идет речь, а фиксированную стоимость. Правда, в таком случае это уже будут не рыночные методы.

Адвокат Вадим Володарский тем временем отмечает, что монопольная ситуация, скорее, сложилась сейчас, когда техосмотр проводится органами ГАИ по фиксированной цене. «При этом цена отличается по регионам значительно. А каким образом она формируется, потребители не знают».

Когда прекратят массовую продажу водительских прав?

Еще более коррупционная схема сложилась не с техосмотром, а получением водительских прав. Обучение вождению давно превратилось в сплошной фарс, где все зависит от воли случая и денег. Далеко не каждая школа по вождению предоставляет качественное обучение и дает необходимые часы практики. Но даже если человек добросовестно все выучит и отработает — это не гарантирует ему получение прав. Потому что стоит попасть на невменяемого инспектора, и все насмарку. С другой стороны, если можно за несколько тысяч гривен купить права и вообще не приходить ни на учебу, ни на экзамен, то ради чего, собственно, мучиться?!

Предложения комитета по поводу введения лицензирования школ вождения, предоставления им права выдачи водительских прав, а также ограничение участия представителей ГАИ в этом процессе эксперты оценили положительно. Но при этом они обратили внимание на некоторые проблемы и риски.

Вадим Володарский указал на тот факт, что в обучении вождению нужно много чего менять и, в первую очередь, сами учебные программы: «в настоящее время они часто не имеют отношения к тому, что действительно нужно водителю. Программы обучения должны соответствовать практике дорожного движения».

Владимир Кухта удивился по поводу того, что представитель ГАИ останется в экзаменационной комиссии. По его мнению, для оценки знаний и умения водителя достаточно и представителя Минтранса, а гаишники должны заниматься строго своими прямыми обязанностями — безопасностью на дорогах. А в целом «качество обучения зависит не от присутствия чиновников на экзаменах, а от качественного состава преподавателей», — подчеркнул эксперт.

С ним соглашается и Дмитрий Гнап, отмечая, что работу автошкол действительно нужно упорядочить. «Большинство школ действительно непонятно на каком оборудовании работают и пользуются не ясно какими учебными пособиями. Но здесь еще важно, чтобы те инспекторы, которые будут контролировать работу этих школ, не начали брать с них взятки, закрывая глаза на беспорядок», — подчеркнул эксперт.

Неплохо уже то, что чиновники задумались и ищут пути решения наболевших вопросов. Вот только в чью стороны в итоге решат — неизвестно. Потому что в Украине любая положительная инициатива на практике оказывается очередной схемой вытягивания денег либо из государства, либо из граждан. А если никакого теневого потенциала в ней не оказывается, то у властей очень быстро иссякает так называемая политическая воля. И получается, что вроде бы и все верно на бумаге написано, а в жизни вкривь и вкось.

СТО Кировоградремонт авто Кировоград

 
По вопросам размещения Вашей рекламы на нашем сайте обращайтесь: bocharovservice@mail.ru
СТО Кировоград Кировоград СТО Кировоград авто